Чугунные люки смотровых колодцев

Развитие городской инфраструктуры неизбежно сопровождается прокладкой подземных инженерных коммуникаций. Сети водоснабжения и тепловые сети, электрическая и слаботочная кабельная канализация требуют обслуживания, модернизации или ремонта. Для доступа к подземным коммуникациям на них устанавливаются смотровые и технологические колодцы. В них устанавливается трубопроводная арматура, соединительные кабельные муфты, различное оборудование для контроля и управления системами. Доступ в такие колодцы осуществляется через специальные люки чугунные.

Исторически, начиная с XIX века, для производства люков использовался серый чугун. Этот материал обладает высокой коррозионной стойкостью и необходимой механической прочностью. В настоящее время используется также высокопрочный чугун, что позволяет снизить металлоёмкость изделия.

люк чугунный

Классификация по нагрузке

Зачастую подземные коммуникации проходят под улицами, автомагистралями и полями аэродромов. С учётом этого смотровые колодцы должны выдерживать воздействие автотранспорта, технологических машин или даже самолётов. Сфера применения люков определяется в зависимости от допустимой нагрузки. Выделяют следующие основные классы и сферы применения люков:

  • Л — лёгкий (15 кН), применяется на газонах, зелёных зонах и тротуарах;
  • С — средний (125 кН), на автостоянках, тротуарах, проезжей части парков;
  • Т — тяжёлый (250 кН), проезжие части улиц и площадей с интенсивным движением;
  • М — Тяжёлый магистральный (400 кН), устанавливается на автомагистралях;
  • СТ — Сверхтяжёлый (600 кН), для повышенных нагрузок (например, аэродромы или доки);
  • Р — Ремонтная вставка(125/250 кН), используется для увеличения высоты в случае проведения работ по ремонту или реконструкции.
вернуться к меню ↑

Маркировка по назначению подземной коммуникации

Для облегчения идентификации колодцев эксплуатационными и аварийными службами наносится обозначение соответствующей сети. С учётом вида подземной коммуникации наносятся буквенные обозначения:

  • К — канализация;
  • В — водоснабжение, водопровод;
  • Д — дождевая канализация, ливнёвка;
  • Г — пожарный водопровод или гидрант;
  • ТС — теплосеть;
  • ГС — газопровод;
  • ГТС — сети телефонизации.

люк

вернуться к меню ↑

Особенности конструкции

Конструкция люков отработана десятилетиями и не отличается особой сложностью. Он состоит из двух частей: стационарно установленного корпуса(горловины) и съёмной крышки. Отдельные производители выпускают шарнирно закреплённые устройства.

Корпус люка

Назначение корпуса заключается в надёжной фиксации крышки в уровне дорожного полотна или зелёной зоны над горловиной колодца. Деталь представляет собой кольцо (или другую фигуру) с опорным выступом по внутреннему периметру. В процессе строительства смотрового колодца корпус устанавливается на перекрытие или удлинительные железобетонные кольца и цементируется. При необходимости использует усиленное анкерное крепление. Некоторые типы корпусов снабжены специальным пазом для установки резиновой уплотнительной прокладки.

Конструкция крышки

Эта деталь функционально предназначена для перекрытия проёма горловины колодца. Конструктивно представляет собой съёмную чугунную плиту. Профиль плиты, как правило, плоский или выпуклый. Реже встречаются вогнутые крышки, углубление в которых заполняется бетоном. Поверхность имеет рельефную текстуру или декоративный рисунок.

люки чугунные

Глубина рельефа может варьироваться от 2 до 8 мм и занимать от 10 до 70% площади. Текстура поверхности способствует лучшему сцеплению колёс автотранспорта с поверхностью. Для исключения сдвига крышки под воздействием колёс автотранспорта, по периметру отливаются боковые выступы, входящие в соответствующие пазы в основании.

Телефонные колодцы могут комплектоваться дополнительной внутренней крышкой с замком. Для колодцев водоснабжения и теплосетей могут устанавливаться внутренние утеплённые крышки.

Классификация по конструктивному исполнению

В зависимости от особенностей конструкции выделяют следующие типы:

  • 1 — изделия общего назначения;
  • 2 — с запирающим приспособлением;
  • 3 — вогнутый профиль крышки для заливки бетоном;
  • 4 — с устройством для подъёма крышки посредством стандартных механизмов;
  • 5 — с усиленным креплением корпуса;
  • 6 — с составной крышкой;
  • 7 — с шарнирно закреплённой крышкой;
  • 8 — квадратной либо прямоугольной формы.

смонтированный люк

Основные формы

Принципиально форма не имеет значения. Основное требование — проём должен обеспечить доступ человека в колодец и доставку необходимых инструментов или оборудования. Наибольшее распространение получили круглые, реже прямоугольные формы. Люки чугунные круглой формы обеспечивают проход диаметром не менее 55 см.

Круглая форма наиболее популярна ввиду технологичности производства, удобства в эксплуатации, оптимального соотношения площади к периметру проёма. Изделия прямоугольной формы устанавливают при необходимости примыкания к бордюрам или при мощении улицы тротуарной плиткой. На текущий момент технология производства позволяет производить изделия практически любой формы для реализации самых изысканных дизайнерских решений.

Запирающие устройства

В ряде случаев, для предотвращения кражи или ограничения несанкционированного доступа к оборудованию колодца, он может снабжаться запорным устройством. Запорный механизм может быть установлен непосредственно в крышке, или в дополнительную (внутреннюю) крышку. Наиболее распространены следующие варианты:

  1. Запорное устройство представляет собой флажковое соединение крышки с корпусом. Замок имеет секрет.
  2. Резьбовое запорное устройство, головка болта имеет секрет.
  3. Распорный механизм на внутренней крышке.

дождеприемный люк

вернуться к меню ↑

Люки дождеприёмных колодцев

Отдельную группу составляют изделия для дождеприёмных колодцев. Крышки таких колодцев имеют перфорацию для пропуска воды. Стандартами предусмотрены следующие типы дождеприёмников.

  • Д — малый, до 15 кН, применяется на тротуарах;
  • ДБ1, ДБ2 — большой, до 125 кН, устанавливается на автостоянках и улицах;
  • ДМ1, ДМ2 — магистральный, до 250 кН, предназначен для автомобильных магистралей с интенсивным движением;
  • ДС1, ДС2 — сверхтяжёлый, до 400 кН, аэродромы, доки.

Довольно часто дождеприёмники выпускаются прямоугольной формы, для примыкания к бордюрам проезжей части.

Характерные особенности:

  • отработанная десятилетиями технология производства;
  • способность выдерживать большие нагрузки, до 90 тонн;
  • значительный срок эксплуатации;
  • стойкость к перепаду температур;
  • низкая коррозионная активность;
  • большой вес, в зависимости от типа имеет значение от 60(лёгкие) до 155(сверхтяжёлые) кг;
  • более высокая стоимость, по сравнению с полимерными аналогами.

За свою многолетнюю историю люки чугунные зарекомендовали себя как надёжные и долговечные конструкции. И даже с появлением новых полимерных материалов технология чугунного литья позволяет производить изделия, не имеющие аналогов по своим параметрам.

Ещё публикации:

Оцените статьюПлохая статьяСредненькая статьяНормальная статьяНеплохая статьяОтличная статья (проголосовало 10 средний балл: 5,00 из 5)
Загрузка...
Мы будем рады видеть ваши отзывы

Нажимая на кнопку «Опубликовать», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Оставить отзыв